18 декабря 2014 года в рамках реализации муниципальной программы «Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта» МКУ «Информационно-методический центр» (старший методист Л.И. Кочедыкова) подготовил обучающий семинар-практикум для руководителей РМО района «Организация методической работы с передовым педагогическим опытом». Данный семинар является заключительным в серии обучающих семинаров на диагностическом этапе реализации муниципальной программы.
На мероприятии присутствовало 17 руководителей районных методических объединений различных предметов и направленностей. Они, разделившись на две группы, в творческом общении создавали проект механизма управления педагогическим опытом в РМО.
Становление педагогического профессионализма в творческих районных группах характеризуется увеличением наукоемкости педагогической деятельности, возрастанием объема и качества проектной и исследовательской составляющих в составе практической педагогической работы. Принципиально новое представление сложилось и о педагогическом опыте, его роли в развитии образования. На первый план в работе с опытом выходит его опережающая, практико-преобразующая функция. Преодолеть существующий формализм в обобщении передового педагогического опыта возможно только через развитие и поддержку творчества педагогов, создание гибкой технологии управления инновационными достижениями, которая позволит нормировать уникальную педагогическую деятельность, сохранив ее специфичность.
Руководители РМО готовы к организованной работе с передовым опытом: они имеют в РМО положительные результаты, которые сохраняются на протяжении длительного времени; обеспечены комплексом средств, применяемых для выявления, изучения и обобщения передового педагогического опыта ( методические рекомендации, алгоритмы управления опытом…); достигли профессионализма в практической деятельности с педагогами.
Тема методической работы семинара особенно актуальна в обновленных условиях проведения аттестации педагогических работников, когда, согласно требованиям к первой и высшей квалификационным категориям, каждый педагог обязан внести личный вклад в развитие образования района и защитить в процедуре аттестации презентацию практических достижений профессиональной деятельности.
Каждая группа руководителей РМО защитила свой механизм предполагаемой целенаправленной работы по выявлению и систематизации инновационных достижений педагогических работников, конечной целью которого является создание банка данных передового педагогического опыта.
Успешно прозвучали на мероприятии выступления заранее подготовленных руководителей РМО: классных руководителей и социальных педагогов ( Г.Л. Храмова), учителей технологии ( С.А. Авдошина). Коллеги грамотно представили технологию сопровождения передовых достижений: Г.Л. Храмова разработала Положение о систематизации опыта педагогов, в котором определены этапы работы над опытом и обозначены критерии его оценивания:
- первый этап Подготовительный ( 2014-2015 учебный год) (Изучение теории по вопросам воспитания и образования, сбор сведений о личностных и профессиональных достижениях, мониторинг деятельности классных руководителей и социальных педагогов);
-второй этап Основной, обобщение практического инновационного опыта (2015-2016 учебный год) (Описание приемов, технологий, алгоритмов воспитательной деятельности, применение эффективных форм работы, прогнозирование результатов);
- третий этап Результативность опыта и диссеминация ( Методические разработки, мастер-классы, защита образовательного проекта, творческое представление модели системы воспитания, тиражирование опыта в педагогических сообществах)
Галина Львовна представила ряд приложений к документу:
- классный руководитель глазами родителей и общественности;
- мониторинг деятельности классных руководителей;
- описание инновационного опыта работы и критерии оценки;
- результативность опыта и диссеминация.
С.А. Авдошина, руководитель РМО учителей технологии, обобщила передовые достижения РМО. Она показала систему планирования мероприятий по следующим направлениям:
- диагностика;
- отбор содержания;
- формы представления передового педагогического опыта;
- диссеминация.
РМО учителей технологии активно проводит мониторинг по сопровождению опыта, который исследует: интегрированные уроки, творческую деятельность педагогов, работу с одаренными детьми, учебную деятельность (олимпиады, НПК), творческие конкурсы, семейное творчество, выставки достижений. Также Светлана Александровна разработала алгоритм осуществления педагогических действий при описании передового опыта: цель, задачи, условия реализации, технология, средства, результат.
В заключении семинара выступила старший методист МКУ «Информационно-методический центр» В.Г. Серова. Она проанализировала деятельность по составлению механизмов управления передовыми достижениями курируемых ею руководителей РМО и представила методические рекомендации по работе с опытом в предметном РМО, а также в РМО воспитательной направленности.
Работа предстоит нелегкая, но творческий потенциал участников методической работы не вызывает сомнений. Удачи коллегам, творческих побед!