31 октября 2014 года на базе МБОУ Сосновская СОШ №2 МКУ «Информационно-методический центр» был организован семинар-практикум для руководителей РМО района «Атмосфера творчества, формы и стили педагогического общения». Перед началом семинара была представлена творческая презентация о школе и учителях, которая внесла положительный настрой в работу мероприятия.
Семинар был посвящен активизации творческой деятельности руководителей РМО. За довольно долгий период образовательных реформ учителя, а тем более руководители учителей преобразовались как личности, подготовились к новой деятельности более высокого уровня и поняли необходимость изменений в своей работе, вызванных требованиями современного общества. Для руководителей РМО необходимо научиться грамотно управлять методической работой в своей творческой группе.
Методической работе в образовании отводится важное место, более того, она рассматривается как механизм управления качеством образования. Данная деятельность сегодня призвана решить главное протоворечие: обеспечить новый подход к обучению и воспитанию детей, который помог бы школьникам максимально приблизить свои знания и умения к реальной жизни, пройти социальную адаптацию, приобрести умения для самовыражения и творчества. Поэтому районные методические объединения в районе должны стать успешными и развивающимися, а это значит так организовать управление, чтобы произошло упорядочение деятельности РМО и перевод ее в качественно более высокое состояние.
В успешном РМО методическая работа приобретает ряд особенностей:
- она строится на основе сочетания науки и практики;
-методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на определенное время по определенной тематике;
- возможна разработка целевой программы по избранной теме;
-сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей;
-современная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.
Критерии эффективной методической работы следующие:
- уровень разработанности методической темы;
- теоретическая и практическая значимость мероприятий;
- повышение профессионализма педагогов (ППО, овладение современными технологиями, результаты качества знаний).
Особое место в семинаре было отведено педагогическому анализу как функции управления, направленной на изучение состояния и тенденций развития РМО, оценку результатов методической работы и выработку на этой основе рекомендаций для повышения качества методической работы. Главное в ходе анализа - выявить нерешенную проблему, объективно представить результаты деятельности и определить причины недостатков и противоречий, препятствующих развитию творческой группы.
Для стимулирования творческой деятельности руководителей РМО полезными оказались действия практического характера, организованные педагогом-психологом МБОУ Елизаровская СОШ Юриной С.Н. на тему «Особенности взаимодействия и ресурсы личности». Светлана Николаевна подготовила для педагогов ряд упражнений :
- выявление запросов и ожиданий;
- практика Юнга ( модификация Риммаса Будриса) «Где я, мои ресурсы»;
- телесно-ориентированная практика «Нити отношений»
Общий итог семинара можно выразить словами: «Работа – это когда работается». Участники мероприятия говорили о необходимости сплочения, об интенсивности прохождения времени, изменении эмоционального состояния в положительную сторону. Взаимодействие педагогов привело к укреплению доброжелательного отношения между людьми, искренней заинтересованности, умению и желанию оказывать и принимать помощь друг от друга.
Для руководителей РМО разработаны следующие методические рекомендации:
По планированию деятельности:
- вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов);
- опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы;
- изучение нормативных документов;
- изучение новых программ и учебников;
- разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий;
- вопросы преемственности и межпредметных связей;
- работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта в сочетании с практическим показом;
- организация целевых взаимных посещений и открытых уроков;
- изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся;
- организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами;
- сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации;
- подготовка к педчтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т.п.;
- отчеты учителей по теме самообразования;
- организация накопления методических материалов и разработок;
- организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, творческих работ учащихся;
- внеклассная работа по предмету.
Что может быть частью модели нового РМО:
- Повышение квалификации, организация курсовых мероприятий, семинаров и мастер-классов, конкурсов профессионального мастерства;
- Диагностика качества знаний по предметам: выявление причин неуспешности, предложения по коррекции ( персональная работа с учителем, испытывающим затруднения);
- Методическое сопровождение образовательного процесса;
- Научно-методическое сопровождение ( экспериментальная и инновационная деятельность, НПК, закрепление в практике методик, технологий, учебников, апробированных в ходе эксперимента);
- Информационно-аналитическое сопровождение ( создание баз данных, мониторинговых исследований);
- Создание тематических, предметных групп;
- Роль науки носит прикладной характер ( не с целью открыть что-то новое, а применять в силу необходимости совершенствования профессиональной деятельности);
- Нужно отслеживать изменения, находить новое и отказываться от старого, чтобы работать в стабильном режиме;
- Развивается не только педагогическое мастерство, но и личность педагога;
- Сегодня методический сервис, но не контроль;
- Демократические формы взаимодействия: консультации, дискуссии;
- Проведение мониторингов, исследований – это необходимое современное нововведение.
Старший методист МКУ «Информационно-методический центр»
Л.И. Кочедыкова