В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи образовательного учреждения выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика.
Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Следовательно, важным условием является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической компетенций.
Именно с этой целью 28 февраля в Доме детского творчества прошел педагогический совет на тему: «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности учащихся и роста профессионального мастерства педагогов». Педсовет проходил в режиме образовательной сессии, где каждый педагог был задействован, а модератором выступила Е.А.Касаткина – методист учреждения.
С приветственным словом обратилась к педагогам директор М.И.Кожевникова, которая заострила внимание на нормативно-правовые документы: ФЗ «Об образовании», ФГОС основного и среднего образования, которые регламентируют деятельность по данной проблеме, подчеркнула важность и необходимость занятий проектно-исследовательской деятельностью.
О.М.Важдаева напомнила содержание основных понятий: что такое проект и проектная деятельность, познакомила с методом проектов. Педагоги рассмотрели, что такое исследование и чем проект отличается от исследования.
Т.В.Зыкова определила основные этапы проектной деятельности, познакомила с видами проектов и их классификацией, а также показала на примере как необходимо оформлять паспорт проекта.
Е.Г.Попкова подготовила сообщение об учебных проектах, которые можно реализовать в рамках работы объединений дополнительного образования. Более детально Елена Геннадьевна остановилась на требованиях, предъявляемых к проекту в рамках областного конкурса проектно-исследовательских работ «От истоков до наших дней».
Что такое социальный проект и чем он отличается от других видов проектов рассказала М.А.Махнова. Она представила структуру проекта в виде «Шести П» и представила педагогом социальный проект «Марш наследников Пионерии», который был реализован в муниципальном районе в 2017-2018 учебном году.
Педагог дополнительного образования М.П.Рыжикова знакомила участников педсовета со способами разработки проектов, которые можно использовать, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста- «Модель 3 вопросов», образ «Семь мы» и, заканчивая методом «Мыслительных карт» для учащихся среднего и старшего возраста.
Коллективно педагоги обсудили какие общеучебные умения и навыки формируются у учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности.
В практической части педсовета была организована работа в группах, где педагоги должны были систематизировать всю полученную информацию по проектно-исследовательской деятельности, разработать проект, используя один из способов разработки проектов, презентовать его.
Первая группа представила учебный проект по изготовлению шкатулки к празднику 8 марта, вторая группа защитила социальный проект «Творчество без границ», направленный на вовлечение в творческую деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья.
В заключении педсовета участники приняли решение:
1) внедрять в практику работы педагогов метод проектов;
2) активизировать работу по проектно - исследовательской деятельности учащихся;
3) с целью активизации усилий педагогического коллектива в развитии нестандартных форм работы с детьми, организовать защиту презентаций проектов учащихся и педагогов;
4) создать банк проектов;
5) систематизировать материалы педсовета и разместить их на сайте учреждения в рубрике «Методические материалы».
В ходе рефлексии участники отметили актуальность полученной информации, высказали мнение по активизации проектно-исследовательской деятельности в своих объединениях и использования в дальнейшей работе.
Е.А.Касаткина,
методист ДДТ